29 мая 2024

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» открылась в Филиале Третьяковской галереи в Самаре

Выставка филиала Третьяковской галереи в Самаре «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве»


Художники:
Валерий Алфеевский, Мариам Асламазян, Карл Брюллов, Дмитрий Булныгин, Виктор Васнецов, Владимир Вейсберг, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Волков, Геннадий Воронов, Илья Гапонов, Наталия Гончарова, Ефросинья Ермилова-Платова, Семен Живаго, Фирс Журавлев, Константин Звездочетов, Анатолий Зверев, Капитон Зеленцов, Виктор Иванов, Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид, Владимир Козин, Вячеслав Колейчук, Петр Кончаловский, Гелий Коржев, Константин Коровин, Алексей Корси, Нина Котел, Павел Кузнецов, Борис Кустодиев, Аристарх Лентулов, Григорий Литичевский, Андрей Логвин, Петр Львов, Илья Машков, Александра Митлянская, Евсей Моисеенко, Александр Монин, Тимофей Мягков, Григорий Мясоедов, Татьяна Насипова, Наталья Нестерова, Александр Пантелеев, Василий Перов, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Пивоваров, Юрий Пименов, Нико Пиросмани, Аркадий Пластов, Игорь Попов, Оскар Рабин, Евгений Рухин, Михаил Рогинский, Василий Серебряков, Зинаида Серебрякова, Федор Солнцев, Владимир Татлин, Фома Торопов, Василий Тропинин, Борис Турецкий, Семен Файбисович, Порфирий Фальбов, Павел Федотов, Александр Флоренский, Иван Хруцкий, Ольга Чернышева, Игорь Шелковский, Сергей Шерстюк, Сергей Шеховцов, Давид Штеренберг, Татьяна Яблонская, Борис Яковлев, Василий Яковлев

Куратор — Константин Зацепин, при участии Сергея Фофанова

Филиал Третьяковской галереи в Самаре представляет свою первую выставку в отреставрированном здании Фабрики-кухни, выдающемся памятнике конструктивизма. Это пространство бывшего утопического конвейера, место производства и потребления еды. Здание продиктовало тему выставки: еда возвращается в эти стены не как вещь, которую здесь производят, но как знаковый художественный образ, первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время.

В экспозицию вошли 82 произведения из коллекции Государственной Третьяковской галереи, а также 10 произведений из частных собраний. Всего в выставке представлены 72 художника.

Михаил Савченко, директор филиала Третьяковской галереи в Самаре: «Мы покажем узнаваемые картины Третьяковской галереи, в том числе целый ряд шедевров. Эта выставка — результат работы большой увлеченной команды профессионалов. Особенно хочу подчеркнуть новую жизнь старых интерьеров. Помещения, которые использовались для приготовления и приема пищи, теперь станут залами, где потребляется пища духовная. Внимательным и деликатным отношением к историческому прошлому здания Фабрики-кухни мы, безусловно, инвестируем в будущее, создавая новый современный музей и используя актуальные музейные приемы и технологии»

Выставка охватывает период с 20-х годов XIX века до наших дней. В ней представлены хрестоматийные шедевры из экспозиции Третьяковской галереи, в числе которых «Завтрак Аристократа» Павла Федотова, «Охотники на привале» и «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, «Земство обедает» Григория Мясоедова, «За завтраком» Зинаиды Серебряковой, «Утро» Татьяны Яблонской.

Большое место уделено русскому искусству начала ХХ века — работам Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Павла Кузнецова, Давида Штеренберга, Владимира Татлина.

Обширно представлен и «второй русский авангард» — послевоенное неофициальное искусство (Михаил Рогинский, Илья Кабаков, Виталий Комар и Александр Меламид, Оскар Рабин, Виктор Пивоваров), а также творчество художников последних 25 лет. 

Константин Зацепин, куратор выставки: «Еда — первооснова существования. Жизнеутверждающая константа, вокруг которой выстроено множество сюжетов и культурных символов. За основу экспозиции мы взяли образ трапезы как цикла из «первого», «второго» и «третьего». Эта цепочка повторяет ритм человеческих состояний, от предвкушения до пресыщения. Каждому этапу соответствует определенный зал, где произведения разных эпох выстроены не хронологически, а как своего рода ассоциативные ансамбли. В начале — минимализм и аскеза, в финале - гипертрофия. Пройдя «путь тела», зритель проходит «путь духа».

Яндекс Еда, ставшая партнёром выставки, представила совместный проект с филиалом Третьяковской галереи в Самаре.В коллаборации с бренд-шефом Марком Стаценко команда местных шефов переосмыслила блюда с картин из коллекции галереи. Они представлены в приложении и в трёх ресторанах города. Чтобы подчеркнуть связь с историей здания, Яндекс Еда оформила бренд-зону в виде фуд-конвейера. В ней представлены материалы с описанием  процессов создания блюд по мотивам картин «Селёдки» Давида Штеренберга, «Фрукты» Василия Серебрякова и «Овощи» Аристарха Лентулова.

Собственную выставочную зону получили Шедеврум и Яндекс ТВ Станции. Специально для проекта нейросеть YandexART создала несколько произведений искусства, холстом для них стали ТВ Станции Про с Алисой. Технология QLED и матовый дисплей сделали экран неотличимым от настоящих картин: изображения переданы именно так, как их задумал Шедеврум.

В рамках проекта подготовлен иллюстрированный каталог.  
Поделиться

Поддержка